Как выбрать регион Китая для ведения бизнеса
Китай богатеет. За последние 20 лет количество бедных уменьшилось почти в десять раз: с 300 млн. до 40 млн. человек. В сумме состояние 40 самых богатых бизнесменов Китая только за 2006 год увеличилось на 26 млрд. долл. и составляет сегодня 154 млрд. долл.
Стратегически важный шаг - определить, где в Китае расположить представительство компании. От этого будет зависеть скорость развития вашего бизнеса и соотношение цены и качества будущей продукции. Начальное исследование можно заказать консалтинговым компаниям, консультирующим российских предпринимателей и имеющим связи в Китае. После чего следует съездить и убедиться во всем самому.
Север Китая - это города Урумчи (популярный у наших челноков), Иньчуань, Шеньян, Харбин и Пекин. Север более консервативен и бюрократизирован. В Пекине находятся практически вес представительства немецких компаний, так как, обжегшись в свое время на частном китайском бизнесе, сегодня они предпочитают вести дело только через правительственные структуры. Север легче общается с русскими, здесь проще подобрать персонал со знанием русского языка.
Юг Китая - это остров Хайнань, города Гуанчжоу, Шанхай, Шэньчжень (первая особая экономическая зона). Юг мобильнее, ориентирован на торговлю, здесь развита легкая промышленность и электроника. Именно на этой территории расположено большинство американских представительств, потому что американцы, как и коммерческий Юг Китая, нацелены на быстрое и рискованное получение прибыли. Найти среди местных жителей работников, говорящих по-русски, - серьезная проблема, лучше приезжать со своими переводчиками.
Чтобы ваш бизнес в Китае шел без проблем, очень важно иметь там знакомства, особенно на Севере, где приходится учитывать интересы местных чиновников.
О выборе поставщика
Поставщика можно найти несколькими путями: самостоятельно через поисковые системы, па выставке и по совету консалтинговой компании. Конечно, каждый способ имеет массу минусов, особенно первый. Выставочный вариант зависит от уровня выставки (их в мире проходит огромное количество, в том числе и в Китае в России). Например, если поставщика вы повстречали в Дюссельдорфе, это говорит о том, что ваш потенциальный партнер, планирует выйти на международный рынок, не жалеет средств, чтобы показать себя. Те, кто посещал выставки в России (а тем более в Китае) могли убедиться, что представленные на них товары могут быть о разного качества - от исключительно высокого до весьма сомнительного (особенно это заметно среди сувенирной продукции Китайские предприниматели всегда тратят большие деньги на то, чтобы показать товар лицом). Однако зачастую шикарная графика глянцевых буклетов абсолютно не соответствует реальности. Демонстрируемые модели могут быть еще не запущены в производство или куплены у конкурентов.
Когда российский бизнесмен начинает подыскивать китайского партнера, он уже примерно знает, какой товар хотел бы получить. Однако важно, чтобы поставщик производил не просто нужный продукт, но и в требуемом объеме. Например, предприниматель нашел небольшую фабрику, предлагающую очень привлекательную цену и приличное качество. Однако из-за «мелкокалиберности» она не может выпускать в месяц более десяти контейнеров товара. И с этим ничего не поделаешь. Вряд ли из-за необходимых вам дополнительных пяти контейнеров изготовитель будет расширять производство.
Согласование образцов
В настоящий момент состояние предпринимательства в Китае отлично иллюстрирует поговорка «Деньги не пахнут»: бизнесмены зарабатывают всеми доступными способами и не гнушаются воспользоваться в своих интересах доверчивостью партнера, а иногда, мягко говоря, и потеснить его от общего бизнеса. Причем китайские суды по укоренившейся традиции отстаивают позицию соотечественника, а не его партнера-иностранца. К тому же китайские законы о компаниях из чужой страны и о партнерстве с иностранным компаньоном прописаны туманно. Поэтому, начиная сотрудничество, прежде чем производить первую значительную оплату, требуется все проверить и согласовать.
Конечно, деньги на создание образцов перечислить необходимо, но, поверьте, даже с образцами придется повозиться. Во-первых, проверяйте, какое сырье применено для изготовления товара. В документах зафиксируйте, из чего будут сделаны, скажем, колбы, ручки или упаковка. Уже начав производство, постоянно контролируйте, какое сырье используется, так как халтурный товар быстро разочарует покупателя.
Во-вторых, самостоятельно разработайте дизайн упаковки и товара, например, в Corel Draw или Adobe Illustrator (эти программы точно используют в Китае). Необходимо выбрать цвета по понтонной шкале, подобрать шрифты. Если вы планируете продавать товар в России, то тексты на ярлыках, в памятках, на упаковке следует адаптировать под российского потребителя. Некачественный перевод (типа «успокойвающая маска против морщина» или «теплительный внутренность с пухом») отталкивает покупателя.
Упаковку или тару желательно предоставлять в готовом виде, поскольку в процессе сборки или склейки китайские работники, не знающие русских букв, могут перепутать части коробок или напечатать текст вверх ногами. Контролируя производство, жестко требуйте устранения недостатков, чтобы в дальнейшем избежать разочарования.
В-третьих, возьмите как можно больше ответственности на себя. Проявляться она должна в постоянном контроле. Наберитесь терпения и не бойтесь несколько раз давать одни и те же указания или инструкции, повторять, что и как необходимо сделать, где и что напечатать.
Контроль во время отгрузки
Итак, ваша фирма согласовала образцы и сделала 30%-ную предоплату. Теперь дело за исполнением заказа. Казалось бы, можно расслабиться и перестать давить на руководство завода- поставщика. Однако опытный предприниматель не станет ждать у моря погоды, а несколько раз проверит. в каком состоянии его партия продукции. Прежде чем переводить оставшиеся 70 % денежных средств, проконтролируйте, весь ли товар изготовлен. Почему именно до оплаты? Российский бизнесмен, сотрудничающий с европейскими поставщиками, для которых важен принцип partnership, привык доверять сообщениям от партнера. Поэтому, получив извещение из Китая о том, что партия готова, он тут же переводит деньги. Средства буквально птицей улетают в восточную страну, а чуть позже приходит информация, что отгрузка задерживается. В результате сроки поставки отодвигаются, все договоренности рушатся...
До момента загрузки товара в контейнеры следует сделать выборочную проверку. Грамотный инспектор выявит коэффициент брака и, если он уполномочен, потребует заменить бракованную продукцию качественной либо остановит загрузку. Если в процессе выполнения заказа российский бизнесмен не уделял работе поставщика должного внимания, не исключено, что менять неподходящий товар будет не на что. Как только контакт с партнером ослабевает и общение с ним сводится к минимуму, качество заметно снижается. Вывод: контроль должен быть постоянной практикой, от партии к партии.
У китайцев исключительно силен патриотический дух, они воспитаны на превознесении всего национального, а потому при налаживании с ними партнерских отношений россиянам не стоит опираться на устаревшие постулаты «солидарность» и «братский китайский народ». Однако в этой стране уважают упорство и силу. Преодолев все неприятности, обзаведясь полезными знакомствами, российский бизнесмен вряд ли захочет уйти из Китая - слишком привлекательна страна развитой отраслевой инфраструктурой и низкими ценами, что обеспечивает бизнесу высокие доходы. |